Полезное

http://boloto.info

Реклама

Ваша реклама на нашем сайте

Сегодня: суббота 17 ноября 2018 г.
Главная » Методическая копилка учителей » Системно-деятельностный подход в обучении (Степанова Г.А.)
Системно-деятельностный подход в обучении (Степанова Г.А.)


СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

        

        ФГОС - по своему юридическому статусу представляет собой систему требований к результатам общего образования, его содержанию.

        Методологической основой Стандартов второго поколения является системно- деятельностный подход.

         Системно- деятельностный подход (СДП) ориентирован на достижение основного результата - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

 СДП предполагает смещение акцентов в  построении образовательного процесса от модели "Чему учить?" (обновление содержания)  к модели "Как учить?" (обновление средств обучения). Как обучать в новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни.

        Как отмечал Л.С. Выготский, способности проявляются в деятельности и в ней же формируются. Значит, сегодня учебный процесс должен быть "деятельностным", дети должны получать не готовые знания, а добывать их в процессе своей деятельности. При этом важна не просто активность детей, а такой образовательный процесс, в ходе которого у них формируются требуемые общеучебные умения и способности:

 - умение ставить цель; 

- делать выбор; 

- принимать решения ;

 -  доводить их до исполнения.

        

Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Деятельностный метод обучения  – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. 
  Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. 
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1.     Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2.     Принцип непрерывностиозначает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3.     Принцип целостностипредполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4.     Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5.     Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6.     Принцип вариативностипредполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7.     Принцип творчестваозначает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

 

 

 

 

Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса.

Более подробно мы остановимся на реализации деятельностного метода обучения путем создания проблемных ситуаций на уроках.

  «Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» (Шалва Амонашвили)

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме.

Почему так необходимо знать особенности создания проблемной ситуации на уроке?

 Проблемный урок обеспечивает тройной эффект: 

  • более качественное усвоение знаний
  • мощное развитие интеллекта, творческих способностей
  • воспитание активной личности.

Проблемная ситуация создается :

-проблемным формулированием вопросов,

-постановкой проблемных задач,

-использованием заданий поискового характера. 
У ребенка возникает интеллектуальное затруднение, т. к. он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом. 
Ученик осознаёт, что не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия. 
Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия. 
Существуют следующие виды создания проблемных ситуаций на уроках:
1. Классические:

 - создание проблемной ситуации с удивлением. Детям одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения, сталкивают разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Пример, (тема: парные по глухости- звонкости согласные).  На уроке ученикам предлагается составить предложение со словом [лук]. При проверке задания выяснилось, что часть учеников составила предложения со словом лук, другая часть- со словом луг. Проблемная ситуация привлекает внимание тем, что оба варианта верны и формулируем тему урока.

- создание проблемной ситуации с затруднением.  Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще, дать задание не сходное с предыдущим или дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим. Пример,  (тема: сложные слова). Учащимся предлагается выделить корень в слове «пароход». В ходе обсуждения возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа и с помощью системы вопросов  дети приходят к выводу, что в данном слове два корня.
 2. Сокращенные:

 - побуждающий диалог, смысл которого в том, чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу. Используется для побуждения к созданию противоречия, побуждения к формулированию проблемы. Пример, ( тема: склонение имен существительных). Предложение записано на доске: Старая женщина волновалась о сестре и дочери. 
- Прочитайте предложение. 
- Найдите однородные члены предложения. 
- К какой части речи они относятся? 
- Определите их род и падеж. 
- Выделите их окончания. 

 - подводящий проблемный диалог. Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Пример,  (тема: слова, которые обозначают действия предметов).  На доске записаны имена существительные и глаголы: малыш, плачет, моросил, дождик, грачи, прилетят. Дети группируют слова. В один столбик записывают слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Далее детям предлагается задать вопросы к словам второго столбика и объяснить, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.

 

3. Мотивирующие:

 - сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно». Суть приема в сообщении интересного интригующего материала.  Пример,                ( тема: Н.Н. Носов «Огурцы»). Продемонстрировав отрывок из мультфильма «Незнайка в Солнечном городе», учитель спрашивает:

-Кто автор серии книг о Незнайке?-Сегодня мы продолжим знакомство с его творчеством.

- сообщение темы урока с использованием приема «актуализация». Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся.

 

 

 

   Реализация системно- деятельностного подхода на уроках в школе способствует успешному обучению детей.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации  наглядно демонстрируют  это утверждение. 
   У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.




Copyright © school1.vzm.su 2011.