Полезное

http://www.mik.org.ua

Реклама

Ваша реклама на нашем сайте

Сегодня: вторник 20 февраля 2018 г.
Главная » Методическая копилка учителей » Приемы, повышающие качество письма (Денежкина А.Н.)
Приемы, повышающие качество письма (Денежкина А.Н.)


 

Приёмы, позволяющие повысить качество письма при закреплении материала

 

Что надо сделать, чтобы научить писать грамотно?

Просто учить правила – метод абсолютно неэффективный, так как в русском языке исключений не меньше, чем правил, а сами правила понимаются только в процессе практической деятельности.

Мои классы сильными не назовёшь, но среди учеников есть талантливые, трудолюбивые дети. И, чтобы каждый ученик “поглощал знания с аппетитом”, использую на уроках разноуровневый подход. Мною созданы специальные карточки с тренировочными упражнениями по темам.

На современном этапе разработано множество вариантов проведения уроков, дидактических материалов, пособий для учителей. И надо не стесняться использовать в своей практике опыт коллег. Тогда обязательно “создастся” своё, индивидуальное видение урока.

Разнообразить работу на уроке помогают  самостоятельные работы “Вставь букву”, “Найди ошибку”. Эти упражнения позволяют значительно увеличить темп урока, не давая сильным ученикам “скучать”. В результате работы отрабатываются орфограммы, расширяется кругозор, развивается орфографическая зоркость.

Важное место на уроке должны занимать словарные работы. Я провожу это так. В начале урока даю ученикам группу словарных слов (5-8 слов). На следующий урок – проверка слов под диктовку. Не перехожу к новым словам, пока не освоим эти. После трёх неудовлетворительных оценок, поставленных в тетрадь учителем, дети обычно запоминают заданное. После выученных пяти групп слов даю контрольный словарный диктант (выборочный). Важный момент: домашнее задание включает составление с этими словами предложений (1 день), во второй день ученики придумывают небольшой текст на определённую тему, используя словарные слова.

Очень хорошо помогает повысить орфографическую зоркость работа с текстом на доске. В записанном на доске тексте буквы не пропущены, но ученики находят в словах орфограммы, устно объясняют их у доски. Эта работа занимает не более 12 минут и важна тем, что развивает устную речь учащихся.

Не менее интересна работа с тренажёрами “Светофорчиками”. Занимая 5 минут драгоценного времени, работа помогает повторить изученные орфограммы, даёт возможность ученикам передохнуть от письма на уроке.

 В плане здоровьесбережения этот вид работы необходим. Тренажёр представляет собой картонную пластину, на которой написаны орфограммы, и цвета, соответствующие правилам, и диск, который великолепно крутится, закрывая ненужные цвета и открывая правильный цвет.

Для достижения цели (повышение грамотности, орфографической зоркости) постоянно провожу предупредительные диктанты. Методика проста и известна всем: сначала ученики устно повторяют основные правила орфографии и пунктуации, на которые даётся диктант. Перед записью текст разбирается устно (под руководством учителя) с орфографической точки зрения и пунктуационной (в зависимости от цели урока) Такой разбор может охватить все трудные в том или ином отношении написания,

встречающиеся в данном тексте, или некоторые из них (имеется ввиду одно из нескольких правил, проходимых или повторяемых в данный момент).

Повышению грамотности способствует правильное проведение работы над ошибками после написания диктантов. Эту работу я выполняю следующим образом.

·         Вступительное слово учителя о сложности диктанта, орфограммах

·         Итоги диктанта, оценки

·         Раздача тетрадей

·         Оформление работы над ошибками

·         Учащиеся составляют словарные диктанты (10 слов) на данную орфограмму.

Приемы предупреждения орфографических ошибок.

Рифмованные упражнения

Эти упражнения построены на «привычке к ритму движений», а это есть привычка к согласованию своих нервных импульсов, к управлению собственными движениями, к экономной трате своей нервной энергии. Л. С. Выготский считает, что движение ума ребенка начинается только тогда, когда есть движение его тела.

Дети с удовольствием выполняют эти упражнения, не замечая усталости. Таким образом, повышается плотность и эффективность урока, когда объем прочитанного повышается в 3-4 раза.

Среди рифмованных упражнений можно выделить следующие группы: «запоминалки», «тренажеры», «контролеры», «орфографические пятиминутки».

«Запоминалки» являются своеобразным средством опережающего обучения и читаются задолго до знакомства с правилом. Например:

Имена знакомых,

Клички животных,

Названия рек, города,

С заглавной буквы пиши всегда.

Рифмовки «тренажеры» способствуют расширению представления детей о несоответствии написания и произношения, служат накоплению словарного запаса. Например:

Не сердись, не скучай, не спеши

«Не» с глаголом отдельно пиши.

Работа над подобными рифмовками может строиться по-разному. Например, можно попросить детей дополнить рифмовку своими глаголами, или выбрать из предложенных учителем. Возможен и такой вариант, когда учитель умышленно допускает ошибку, прием какографии, и просит детей найти и исправить ее. Рифмовки «контролеры» служат средством контроля и самоконтроля для младших школьников. Можно предложить следующее:

Если в слове гласная

Вызвала сомнения

Ты ее немедленно ставь под ударение.

Д(а/о)мА – дом

С(а/о)мы – сом.

Прием какографии целесообразнее проводить на уроках закрепления, когда правописание орфограммы изучено и отработано. При выполнении «орфографических пятиминуток» идет отработка навыков правописания на основе нескольких изученных орфограмм, целенаправленно формируется орфографическая зоркость. «Орфографические пятиминутки» учитель может предложить детям на уроках чтения и письма. Одну и ту же рифмовку можно использовать многократно.

Кот Матроскин в лес пошел,

Белый гриб большой нашел,

Пробежал вокруг поляны,

Кто увидел орфограммы?

Многоразовое использование одной диктовки на примере орфографического диктанта

Разберем орфографический диктант. Ключом к грамотности правописания является многоразовое использование одной диктовки.

1.Прочитайте слова, вспомните правило к каждой орфограмме.

Щука, ночью, весна, река, пень, лопата, Лена, удача.

2.Вставьте пропущенные буквы (в те же слова).

Щ…ка, ноч…ю, в…сна, р…ка, пен…, л…пата, …ена, удач….

3.Комментированное письмо с выделением всех орфограмм.

4.Выборочный диктант. Дети выписывают слова только на заданную орфограмму.

Работа с алгоритмом

При определении «опасного места» ученик должен решить орфографическую задачу, при этом важно воспользоваться алгоритмом работы:

1.Найди орфограмму.

2.Определи тип орфограммы.

 

3.Гласный или согласный.

4.Ударный или безударный.

5.Определи часть слова.

6.Подбери проверочное слово, если нужно.

7.Запиши правильно.

Виды словарных диктантов

1.Словарный диктант «с подсказкой».

Учитель называет слово, указывает, в какой ее значимой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы.

Например: мышь. Орфограмма находится на конце слова после шипящего. Необходимо определить род, и подумать пишется Ь или нет.

2.Словарный диктант с грамматическим заданием.

Например: ночь, ерш…Определить род и число.

3.Словарный диктант с самопроверкой.

Его цель: формирование у детей навыков самоконтроля. Сначала учащиеся пишут словарный диктант, затем с помощью указанных учителем параграфов дети проверяют диктант, выделяют орфограммы.

4.Словарный диктант с продолжением.

Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем следует самодиктант: к каждому слову ученики придумывают и записывают ряд слов на ту же орфограмму.

Например:

Река – (стена)

Вьюга – (листья)

Солнце – (известный)

5.Словарный диктант с элементами игры.

Игра «Зоркий глаз» - кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм.

Игра «По щучьему веленью» - ученики высказывают пожелания увидеть определенную орфограмму.

 

 

Игра «Я работаю волшебником» - формирует умение полученные знания применять в новых ситуациях. Например: преврати имена собственные в имена нарицательные: девочка Роза – цветок роза; пес Шарик – воздушный шарик.

6.Словарный диктант на основе загадок.

 Ученики должны разгадать загадку и записать отгадку, выделив орфограмму.

7.Выборочный словарный диктант.

Ученики записывают слова только на заданную орфограмму.

8. Словарный диктант с использованием сигнальных карточек.

Ученики поднимают карточку с нужной орфограммой.

9.Словарный диктант с обобщением.

После написания группы слов, дети называют, на какую орфограмму данные слова, и формулируют правило.

Разнообразные формы словарных диктантов способствуют перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки.

Работа над ошибками

В работе над ошибками преследуются следующие цели:

1.Восстановить знания учащихся по отдельным разделам орфографии.

2.Закрепить навыки правописания.

3.Самостоятельно прийти к решению, обосновав свой выбор.

Для работы в классе выбираются типичные ошибки. Ряд слов на заданную орфограмму находят по тексту сами ученики, ряд слов диктует учитель. Обязательно подбирается проверочное слово, однокоренное.

Последовательность, которая используется в работе над ошибками после контрольной работы, следующая:

1Анализ качества знаний и успеваемости.

2Классификация орфограмм, встретившихся в диктанте.

3.Воспроизведение теоретических знаний учащихся по данному материалу.

4.Алгоритм работы над ошибками по каждой орфограмме.

5.Самодиктант слов с той или иной орфограммой (3-5 слов).

6.Запись предложения, содержащего слова на заданную орфограмму, под диктовку учителя.

Работа над ошибками используется не только после контрольных работ. Она может быть проведена и после классной работы.

Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко используют такие виды упражнений, как предупредительные, объяснительные, выборочные диктанты, письмо по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и  запись текста по диктовку с обязательной самопроверкой с записью в учебнике или выборочное списывание.

Работа над орфографической грамотностью учащихся – процесс долговременный и трудоемкий. Работу нужно начинать с 1 класса. Каждый урок начинается с орфографической пятиминутки, которые позволяют улучшать орфографическое правописание словарных слов, помогают вспомнить и повторить ранее изученные орфограммы.

Очень важно ребенку в момент первоначального самостоятельного чтения и письма, прежде чем осмыслить слово, необходимо произнести его по частям и в опоре на ударение, проанализировать каждый звук, вглядеться в буквы. Становление орфографической зоркости в этот момент проходит легко и эффективно. Однако необходимо осуществлять ознакомление с орфограммами доступными средствами.

Все методы и приемы позволяют предупредить ошибки, развивают и совершенствуют орфографический навык, самоконтроль, орфографическую зоркость, то есть повышают уровень знаний.

 






Copyright © school1.vzm.su 2011.