Полезное

http://www.mik.org.ua

Реклама

Ваша реклама на нашем сайте

Сегодня: суббота 17 ноября 2018 г.
Главная » Правовая страничка » Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов


Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов)

            Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Преимущество правового положения органов прокуратуры заключается в возможностях прокурора непосредственно влиять и добиваться устранения из нормативных правовых актов коррупционных факторов путём внесения в соответствующий орган или должностному лицу обязательного к исполнению требования об изменении принятого нормативного правового акта, доработке проекта нормативного правового акта, а также посредством направления заявления в судебные органы.

Круг вопросов, регулируемых нормативными правовыми актами, по которым прокурор вправе проводить антикоррупционную экспертизу, весьма широк и многообразен.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

В 2013 г. Вяземской межрайонной прокуратурой  выявлялись нормативные правовые акты, содержащие коррупциогенные факторы.

          Решением Совета депутатов Вяземского городского поселения  от 20.11.2012 г. № 78 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов, образующихся от многоквартирных жилых домов, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, расположенных на территории Вяземского городского поселения» утверждены среднегодовые  нормы накопления твердых бытовых отходов.

           Полномочия органов местного самоуправления в вопросах нормирования в области охраны окружающей среды главой 5  Федерального Закона от 10.01.2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не предусмотрены.

           Органы местного самоуправления в соответствии со ст.ст.13-14 Жилищного Кодекса РФ не имеют полномочий устанавливать нормативы образования бытовых отходов.

           Согласно п.1 ст.7 ЖК РФ к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится лишь организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

           Статьей 3 Федерального Закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

            Методикой проведения антикоррупционной экспертизы  нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах.

            Таким образом, в решении Совета депутатов Вяземского городского поселения от 20.11.2012 г. № 78 имеется коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «д» ст.3 Методики- нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов.

            По выявленным нарушениям 19.02.2013 г. в адрес Главы МО Вяземского городского поселения Григорьева О.С. на данный нормативный правовой акт направлен протест, который рассмотрен и удовлетворен.

           Вяземской межрайонной прокуратурой проведен правовой анализ решения от 23.12.2009 г. № 68 «Об утверждении Положения о порядке размещения средств наружной рекламы на территории МО «Вяземский район» Смоленской области.

            В данном решении имеется коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «д» ст.3 Методики- нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.

            Кроме того, решение содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный  п. «а» ст.3 Методики (широта дискреционных полномочий)- отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) и коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «а» ст.4 Методики (наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права) – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

          По выявленным нарушениям в адрес Вяземского районного Совета депутатов 17.04.2013 г. на незаконный правовой акт внесен протест, который  рассмотрен и удовлетворен. 

          Постановлением Главы Администрации Юшковского сельского поселения от 16.10.2013 г. № 54 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием  заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».

          Статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

         В данном постановлении содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «а» ст.4 Методики (наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права)- установление  неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

        Наличие коррупциогенного фактора препятствует нормальной реализации субъективных прав и законных интересов,  создавая  тем самым условия для совершения коррупционных действий и возникновения коррупционных отношений.

        По выявленным нарушениям в адрес Главы Администрации Юшковского сельского поселения 18.10.2013 г. на   Постановление Главы Администрации Юшковского сельского поселения от 16.10.2013 г. № 54 внесен протест, который находится в стадии рассмотрения.

        Анализ результатов и статистических показателей надзорной деятельности позволяет сделать вывод о наличии у органов прокуратуры достаточных и действенных полномочий по защите прав, свобод человека и гражданина, позволяющих добиваться реального устранения нарушений закона и коррупционных проявлений.

       Социальная направленность затрагиваемых вопросов способствует реализации одной из приоритетных - правозащитной функции органов прокуратуры и при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов).

 

 

Помощник Вяземского

межрайонного прокурора

 

юрист 2 класса                                                                                 Ю.А. Кухтенкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Copyright © school1.vzm.su 2011.